Как и другие коренные группы в штате Акри, шавадава пострадали от каучуковых плантаторов в последние десятилетия XIX века. Название «арара» появилось в 19 веке, сами они обычно называли себя шавадава. Носителей языка арара на сегодня осталось мало, всего 7 человек.

Из-за дискриминации в какой-то момент арара перестали передавать язык своим потомкам, в результате появилось поколение, говорящее только на португальском. Однако с начала 1990-х годов арара пытаются «спасти» свой язык.

Большая часть арара проживает в зоне Хумайта Игарапе площадью 86 700 га. Доступ к их деревням осуществляется по воде, хотя все три деревни связаны между собой тропинками.

История контактов

Регион, который в настоящее время занимают арара, был индейской территорией с давних времен, но с середины 19 века его также заняли исследователи и торговцы, прибывшие из ближайших городов. Устная история самих арара, а также историографические источники сходятся во мнении, что племя вступило в контакт с европейцами только в начале 20 века.

В это время арара жили бок о бок с индейцами рунунава, во главе которых стоял знаменитый вождь Тескон, женатый на дочери вождя арара. В 1914 году он был убит индейцами арара, и племя рассеялось. В дальнейшем арара вели много войн, которые закончились, когда они стали рабочими на каучуковых плантациях.

Из-за болезней и репрессий некоторые арара, жившие у реки Бахе, в 1970-х и 1980-х годах мигрировали в другие районы. В это время они начали отстаивать свои территориальные права, и в 1985 году им удалось добиться признания.

Образ жизни

Общая численность племени составляет 369 человек. Со времени первой переписи в 1985 году до последней, в 2000 году оно увеличилось в два раза.

У арара, как правило, только одна жена, и нет никакого ритуала, скрепляющего союз. В принципе, для женитьбы мужчине нужно только ружье для охоты и засеянное поле, чтобы содержать семью. Он также должен построить дом, а пока дом не готов, жена живет в доме отца мужа. Браки заключаются в возрасте от 13 до 16 лет, что способствует росту населения. 

Космология и ритуалы

Сегодня «хранителями памяти арара» являются старики, и они стараются как можно лучше передать ее своим потомкам.  Наблюдается интерес молодежи к изучению мифов и ритуалов из прошлого. 

Некоторые арара до сих пор практикуют ритуал синбу (аяхуаска), и большинство членов группы принимали участие в нем. До колонизации ее обычно пили шаманы, чтобы избавить пациента от недугов.

С 1990-х годов некоторые арара приняли учение Санто Дайме, которое широко распространилось в регионе. В деревне Фоз-ду-Нило был построен храм. То есть, среди арара сейчас существует два способа использования аяхуаски: один традиционный, а другой – у последователей Санто Дайме.

Другой характерный ритуал предназначен для восстановления удачи охотника. Если кому-то не везет на охоте, арара ловят лягушку кампо и с помощью крючка соскребают «молоко», покрывающее ее тело.  Затем с помощью сигареты выжигают две или три маленькие круглые точки на коже охотника, чтобы ввести туда это молоко. Небольшого количества хватает, чтобы вызвать рвоту, и на следующий день человек будет охотиться гораздо более эффективно.

Еще один ритуал охотников арара – употребление нюхательного табака: они смешивают лягушачье молоко с костной мукой и поджаривают эту смесь с небольшим количеством табака.

В мифологии главную роль играет история о происхождении. Основные элементы мифа таковы: рядом с деревней растет дерево сумаума, на котором живет ястреб. Почти каждый день этот ястреб вылетает на охоту и приносит корм для своего птенца. Однажды из-за плохой охоты он начал ловить детей, и в итоге съел почти всех.

Один человек из деревни решил убить ястреба, и с большим трудом ему это удалось. После этого он соорудил лестницу, забрался в гнездо и собрал перья в корзину. Однажды ночью из корзины раздался шум, и человек подумал, что это тараканы поедают перья. Утром он открыл корзину, но никаких тараканов там не было, только перья. В течение нескольких ночей он слышал шум, и, проверяя корзину по утрам, не обнаруживал ничего. В какой-то момент снова раздался шум, и из корзины вышли все племена Пано. Они пели от счастья, и каждое из них произносило свое родовое имя: Шавагдава, Яванава, Каксинава, Ксаранава, Дуванава, Поянава и другие. Интересно, что в космологии арара все пано происходят от перьев одного и того же ястреба, что говорит о социокультурной и языковой близости.

Производственная деятельность

Даже находясь под властью каучуковых магнатов, арара не отказывались от охоты, рыбалки, натурального хозяйства и собирательства. На охоте лук и стрелы были заменены огнестрельным оружием, в рыболовстве они использовали удочки, нейлоновые лески и сети, а в обработке земли появились железные инструменты, такие как лопаты, топоры, ножи и другие.

После контакта с окружающим обществом арара развили большие способности в обращении с огнестрельным оружием, сохранив при этом свои традиционные знания о лесе и фауне, а также о методах, используемых охотниками для достижения успеха.   

Собирательство является важным источником дополнительных продуктов питания, строительных материалов и т.д. Большая часть традиционных знаний группы о добыче лесных продуктов передавалась из поколения в поколение.

Земледелие и животноводство обеспечивают большую часть продуктов питания.

Недавно арара снова занялись ремеслами. Они изготавливают терки, метлы, корзины и глиняные горшки, а также украшения и плетеные сумки, которые отвозят в Крузейро-ду-Сул.

Продукция племени Shawãdawa

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *