Индейцы племени Апурина, живущие вблизи берегов реки Пурус, могут похвастаться богатым космологическим и ритуальным миром. На их историю сильно повлияли события, связанные с добычей каучука в Амазонии. Их язык относится к Пурусской ветви семьи Майпуре-Аруак. Ближайший родственник – язык племени Манчинери, которое населяет верховья Пуруса в Бразилии и Перу.

В 19 веке Апурина жили в средней части Пуруса – от реки Сепатини до Иако. Однако этот народ традиционно являются мигрирующим, и в настоящее время их территория простирается от нижнего Пуруса до Рондонии.

В ноябре 2003 года насчитывалось 4 057 представителей народа.

История контактов

Начало регулярных контактов между племенем Апурина и европейцами связано с добычей каучука в 19-м веке. Многие работали на производстве каучука, а другие боролись против. Их легенды рассказывают о резне, пытках, рабстве и войнах за землю.

Социальная организация

Одна из интересных особенностей племени Апурина из региона Пауини заключается в том, что оно разделено на два субэтноса: Ксоапорунеру и Метуманету. Принадлежность к той или иной группе определяется по отцовской линии. У каждого субэтноса есть свои ограничения: Ксоапорунеру запрещено есть мясо птиц тинаму, а Метуманету не разрешается есть мясо пекари. Нарушение табу может привести к проблемам со здоровьем и даже к смерти, если на помощь не придёт шаман.

Браки обычно заключаются между Ксоапорунеру и Метуманету, поскольку брак внутри одного «народа» считается равносильным браку между родными братьями и сестрами.

Жилища у Апурина обычно небольшие, на одну семью. В старые времена существовали и большие жилища, вроде лонгхаусов. Внутри них семьи были разделены стенами из пальмовых листьев, был один вход для мужчин и другой для женщин.

Космология и мифология

Верховное божество Цора – создатель всего, что есть на Земле, и один из четырёх сыновей богини Яконеро, из которых он был самым маленьким и слабым, но самым умным. Цора создал все народы: Апурина, белых, других индейцев.

Еще одна чрезвычайно важная история для объяснения сегодняшнего положения Апурина – Священная земля и Отсаманеру. Когда-то апурина были бессмертными и жили в земле без боли и смерти. Они сопровождали легендарных людей Отсаманеру, путешествуя между мирами. Однако они были очарованы тем, что находили в «смертных землях», и в итоге остались в них.

Ритуалы и шаманизм

Ритуальные празднования Апурина варьируются от небольших ночных собраний до крупномасштабных мероприятий, на которые приглашаются жители нескольких деревень и организуются обильные пиры.

Праздник начинается с ритуального противостояния. При этом вожди племен, раскрашенные традиционными узорами, громко спорят, держа оружие направленным на грудь оппонента. Позади стоят другие члены группы, и их оружие также направлено на тех, кто участвует в споре. В конце оружие опускается, и вожди передают из рук в руки трубки с табаком.

Причинами болезней и лекарствами у шаманов считаются камни. Камни позволяют шаману как исцелять, так и вызывать болезни и смерть. Во время инициации шаман в течение нескольких месяцев живёт в лесу почти без еды и жуёт листья растения кацопару.

Лечение происходит с помощью листьев кацопару и нюхательного табака авира. Иногда лечение проводится без посторонних; но чаще в процессе участвуют все желающие. Шаман показывает камень и объясняет, как пациент приобрел болезнь, что делать и откуда взялся недуг – в результате колдовства или из-за действий лесных духов. В конце обряда шаман советует способ лечения. В качестве лекарств обычно используются растения, но могут быть и лекарства из аптеки.

Одна из проблем, которую приходится решать шаманам, – борьба с животными, крадущими детские души. На это опасное занятие уходит целая ночь. Если шаман слаб, он может даже погибнуть.

Шаманы Апурина действуют через сны, в которых они посещают разные места. В этих путешествиях шамана сопровождают другие духи: животные и вожди животных (hãwite).

Распространенной проблемой как у детей, так и у взрослых, является ранение стрелами магических «лучников» (kĩpuatitirã). Для защиты детей купают в настое растения пиприока или воде с грудным молоком.

Считается, что вожди животных сами являются шаманами, и именно в этом качестве они общаются с человеческими шаманами. Одна из ролей шамана – побеждать и контролировать этих существ. Кроме того, шаман защищает свою общину от вражеских камней, предотвращает нападения лесных животных и лечит раны.

Достаточно сильные шаманы могут путешествовать в разные миры – под землю, на которой они живут, под реку, и даже на небо, где обитает Цора. Есть мнение, что шаманы никогда не умирают. Старые шаманы перед смертью давали точные указания насчет своих похорон, чтобы впоследствии они могли покинуть свои могилы. Рассказывают, что умерших шаманов видели среди стад животных. Однако чаще всего они отправляются в Священную землю.

Материальная культура

Женщины Апурина вяжут веники (которые пользуются большим спросом), а также плетут корзины. Керамика изготавливается из глины, смешанной с порошком, который получается в результате обжига коры дерева карипе. Керамические изделия окрашиваются в красный цвет с помощью смолы дерева Ятоба, а после обжига и перед нанесением смолы на керамику наносятся узоры.

Очень характерными для традиционной культуры Апурина являются каноэ, сделанные из коры дерева джутаи. В настоящее время они встречаются в основном у общин в верховьях реки. Для изготовления лодки кору сдирают с дерева в сезон дождей, нагревают и вставляют поперечную перекладину из другого куска дерева.

Продукция племени Apurinã

Рапэ Apurinã — Awiri

12502200

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *