Как и другие народы штата Акри, поянава сильно пострадали из-за бума добычи каучука в регионе и связанных с ним притеснений в начале 20-го века. Только после начала демаркации территории культура поянава вновь стала цениться самими индейцами, которые приложили немало усилий для восстановления родного языка. В итоге был создан алфавит на основе португальского, а также составлен список слов и фраз.

Язык поянава начал исчезать примерно с 1910 года, когда индейцы были обращены в рабство для работы по добыче каучука. Первым решением каучуковых магнатов был запрет на использование родного языка и создание школ для всех желающих изучать португальский. За попытки говорить на языке поянава люди подвергались суровому наказанию. В результате индейцы стали стыдиться своего языка, и он оказался почти забытым.

В 2009 году из примерно 500 индейцев поянава только трое говорили на родном языке. Несмотря на усилия по возрождению, результаты все еще ограничены: никто из студентов не в состоянии даже поддерживать диалог.

Население и место проживания

По доступной информации, в 1913 году в области добычи каучука Барао-ду-Риу-Бранку проживало около 200 человек, но в том же году их количество сократилось до 115 человек из-за конфликтов и эпидемии кори. В 2010 году было 540 человек.

В начале XX века поянава населяли верховья притоков нижнего течения реки Моа. Сейчас они живут в двух деревнях, расположенных в муниципалитете Мансиу Лима-ну-Акре.

Первые контакты

Первые попытки установить контакт с поянава были предприняты в 1901 году, когда индейцы пришли и забрали вещи, принадлежавшие сборщикам каучука в этом регионе. Их пытались найти, однако без особого успеха. Позже было ещё несколько инцидентов, но поймать виновников не удавалось.

По словам стариков, незадолго до первого контакта поянава разделились, потому что число людей увеличилось. Одна из групп была обнаружена командой под руководством Антонио Бастоса.

Индейцы, привлечённые к принудительной работе, совершали несколько побегов, но их ловили и жестоко наказывали. В итоге эпидемия кори уничтожила большую часть племени.

Период плена

Время с 1915 по 1950 год индейцы называют «пленом». Они жили как настоящие рабы, не имея права ни на что, даже на использование крошечной части своей древней территории. Индейцы должны были выполнять всю тяжелую ручную работу, а в обмен получали еду и несколько смен одежды.

Фактически, именно поянава развивали регион, строя дороги, которые соединяли точки добычи каучука с городом Крузейро-ду-Сул. Они работали на сахарных и мукомольных заводах, вырубали просеки, создавали плантации сахарного тростника и пастбища для скота, расчищали тропы в лесу и добывали огромные объёмы каучука.

Только в 1950 году поянава окончательно освободились от рабства и начали работать на себя.

Культурные аспекты

Татуировки на лице характерны для различных народов семейства пано. Они наносились детям в возрасте от восьми до десяти лет, как правило, старейшинами. В 1980-х годах оставалось три индейца поянава с татуировками на лице.

Согласно другим данным в 1980-х годах только старики умели делать корзины, луки и стрелы, украшения для тела, спальные гамаки и глиняные горшки для бытовых и религиозных целей. Из них интереснее всего сосуды, предназначенные для «приготовления мертвых».

Когда-то у поянава было принято варить трупы умерших в течение десяти-двенадцати часов, танцуя и плача. Затем вождь делил куски плоти умершего между родственниками и другими индейцами, принимавшими участие в ритуале. Они сжигали куски плоти и смешивали пепел с кайсумой (напиток из маиса с арахисом), который затем выпивали, чтобы впитать в себя качества умершего.

Дома поянава в 1950-х годах описывают как одноэтажные постройки с доходящими до земли боковыми частями крыши, без стен, с проемами высотой в рост человека спереди и сзади. Строения достигали 100 метров в длину, но были довольно узкими, в них жили разные семьи, и каждая из них имела свой очаг.

В 2006 году дома уже строят в основном из кирпича и дерева с двухскатной крышей, покрытой стекловолоконной черепицей. Во всех домах есть электричество.

Производственная деятельность

Источником средств существования поянава является сельское хозяйство. Каждая семья владеет собственным участком, производя продукцию в основном для своего потребления.

Они выращивают маниок и кукурузу, а также перуанскую фасоль, мудубим и ариго, в некоторых местах также посажены кусты кофе.

Люди интегрированы в региональную экономику, и продают муку, кур, яйца и свиней через коммерческую систему региона, то есть посредникам в ближайших городах, приобретая в обмен одежду, соль и другие продукты.

Что касается торговли, то каучук по-прежнему является одним из наиболее продаваемых в регионе товаров. Кроме того, поянава совершают пешие походы по обширной территории для добычи дичи, воды, диких фруктов, сырья для изготовления ремесленных изделий, глины для гончарных изделий, бамбука для стрел и так далее.

В каждой деревне есть общие угодья, разделенные на семейные участки. Почва для посадки обрабатывается механически с помощью принадлежащего общине трактора.

Политические организации

В 1980-х годах у поянава было два вождя, которые представляли интересы народа на переговорах с органами власти. В 1988 году в штате Акри появились первые ассоциации коренных народов. Через два года после основания поянава провели разграничение своих земель. Тем не менее, проблемы до сих пор есть, и поянава требуют от государственных органов более активного участия в предотвращении вторжений и незаконных захватов.

Продукция племени Poyanawa

Рапэ Puyanawa — Madre

12502200

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *