Термин «кабокло» распространен в бразильской Амазонии как обозначение одной из социальных категорий. В научной литературе он также используется как наименование мелких сельских производителей. В разговорной речи кабокло – это сложная категория социальной классификации, охватывающая географические, расовые и классовые аспекты. Кабокло признаются одним из региональных типов Бразилии, аналогично гаучо на юге, байана в Баии и сертанехо на северо-востоке. В этом смысле кабокло считаются типичными представителями сельского населения Амазонии.

Помимо прочего, слово кабокло также является обозначением «расовой смеси» – потомков белых и индейцев. В отличие от других регионов Бразилии, при колонизации Амазонии проводилась политика интеграции (т.е. поощрения смешанных браков) коренного населения в колониальное общество. Основными культурными атрибутами, отличающими кабокло от мелких фермеров недавней иммиграции, являются знание леса, привычки в питании и образ жизни.

Этимология слова кабокло имеет как минимум два варианта. Часть ученых утверждает, что оно происходит от caa-boc из языка тупи, что означает «тот, кто пришел из леса». Другая часть предполагает, что название происходит от слова kari’boka из того же языка тупи, означающего «сын белого человека». Обе версии достаточно спорные, но первая считается более вероятной.

Негативное отношение к кабокло связано с мифом о том, что окружающая среда Амазонки является царством богатства, которое должно озолотить хорошего крестьянина. Однако сельское население сталкивается с суровой окружающей средой, которая отличается изобилием только на первый взгляд.

Вопрос об идентичности кабокло

Термин кабокло, используемый в разговорной речи, не соответствует какой-то конкретной этнической группе. Даже оседлые индейцы, которые в колониальные времена назывались кабокло, не могут считаться этнической группой.

Основными параметрами их самоопределения являются общее место жительства, родственные отношения, место рождения, религиозная приверженность, личные имена.

Хотя в общинах не все люди имеют родственные связи, утверждение «мы все здесь родственники» встречается повсеместно. Различие между «своими» и «чужаками» проводится на двух уровнях: при рассмотрении индивида в отдельности и при учете домохозяйств. Например, вышеприведенное утверждение часто дополняется словами «только такие-то семьи не принадлежат к роду».

Люди входят в общину в основном через брак, но при этом они сохраняют статус чужаков. При этом семья, в которой они живут, признается как родственная. Только если ни один из супругов не имеет родственных связей с местными или ни один из супругов не является уроженцем данной местности, семья полностью считается чужой. Лицам, не родившимся в данном населенном пункте, но имеющим признанные родственные связи, гарантируются права на ресурсы общины.

Большинство поселений в регионе являются католическими, но есть и ряд протестантских общин.

Католицизм, исповедуемый сельским населением, в основном народный, с акцентом на почитание святых и небольшим количеством таинств и ритуалов. Большинство общин празднуют дни одного или нескольких святых покровителей, которые считаются хранителями общины. Ежегодно проводятся фестивали, где покровителей чествуют с помощью традиционного ритуала. Святой покровитель, являясь общим центром почитания, наделяет общину метафизической идентичностью.

Для кабокло социальная и личная идентификация связаны с личным именем. У большинства два имени: христианское имя и прозвище. Разница между ними хорошо выражена, и использование (или присвоение) того или иного имени является важным признаком межличностной близости.

Как правило, прозвища происходят от природных элементов (названия животных, рыб, фруктов или растений). Чаще всего прозвище объясняется через какую-то историю, часто смешную, связанную с этим человеком.

Антропология кабокло

Учитывая сложность понятия, естественным образом возникает вопрос о том, как кабокло определяются в антропологии. Кабокло ассоциируются в основном с социальным положением (бедность), с основной экономической деятельностью (рыбалка, мелкое фермерство, сбор орехов), с окружающей средой, с местными родственными связями («общины»), с космологией и религией, которую они исповедуют.

В целом, слово кабокло используется в косвенных высказываниях, при этом оно создает социальную дистанцию между говорящим и тем, к которому он обращается.

Продукция племени Caboclo

Рапэ Caboclo – Paricá

12502200

Рапэ Caboclo – Guaranа́

12502200

Рапэ Caboclo – Aya

12502200

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *