С исторической точки зрения дату начала употребления нюхательного табака рапэ установить очень сложно. В конце концов, некоторые люди сообщают, что эта наука напрямую исходит от Великого Духа, поэтому мы поступили бы легкомысленно, если бы для ее датировки взяли за основу какую-то конкретную традицию. Однако можно с уверенностью сказать, что Рапэ представляет собой совокупность знаний, которым уже тысячи лет, и что первые в истории письменные свидетельства начали появляться с прибытием европейцев на южноамериканскую землю.
В ходе археологических исследований в Южной Америке были найдены различные ритуальные артефакты, использовавшиеся в практиках, связанных с Рапэ. Особенно выделяются зоолиты (археологические артефакты из камня, по внешнему виду напоминающие животное), используемые для вдыхания Рапэ, датируемые периодом от 1000 г. до н.э. до 1000 г. н.э., и, по всей видимости, принадлежащие народу Самбаки.
В Бразилии свидетельства употребления Рапэ были найдены в бассейне рек Тромбетас и Нхамунд на левом берегу нижней Амазонки – они относятся к периоду между X и XVI-XVII веками н.э. Тщательно вырезанные и отполированные курипи и тепи (рис.1) из камня, ступы, горшки и прочие артефакты.
Контакт белых людей из Европы с медициной на основе Рапэ произошел в середине XV века во время первых экспедиций Христофора Колумба на Антильские острова (острова Центральной Америки).
Первые исторические упоминания европейцев об использовании табака в форме Рапэ были сделаны моряками Колумба по прибытии на Антильские острова в октябре 1492 года, когда появились сообщения об использовании очень мелкого порошка, который вдувался через соломинку в ноздри туземцев, отчего они пьянели и теряли сознание.
Согласно некоторым историческим документам, семена табака в Европу были завезены монахом Рамоном Пане. В 1530 году выращивать табак в медицинских целях начала португальская королевская семья. Это растение вместе с Рапэ привез во Францию в 1561 году Жан Нико, французский посол в Лиссабоне. Нико описывал табак как нечто, имеющее лечебные свойства панацеи (растения, способного излечивать все недуги), и ему приписывают представление табака при дворе Екатерины Медичи в качестве средства для лечения тяжелых и повторяющихся приступов мигрени. Королева была очень сильно впечатлена целебными свойствами табака и даже объявила, что растение будет называться "Herba Regina" (лат.: Королевская трава). Безусловно, королевское одобрение способствовало распространению табака и Рапэ среди европейской знати. Рапэ, употребляемый европейскими дворянами и первоначально служивший средством от мигрени, был своего рода предметом роскоши, почти всегда хранившимся в эксклюзивных шкатулках.
В тот же период португальские поселенцы (в основном из Баии и Пернамбуку) начали выращивать табак для собственного потребления на плантациях в Бразилии. Излишки начали продавать в Европу, и этот бизнес стал настолько прибыльным, что в 17 веке табак вошел в число основных экспортируемых продуктов. Привычка употреблять Рапэ быстро обрела популярность среди переселенцев (в Южной Америке). Рапэ, изготовленный колонистами, отличался от европейского тем, что в его состав добавлялись порошки из экстрактов местных растений, используемых в народной медицине. Среди них особо выделяются умбурана (имбурана), эвкалипт и камфорное дерево. Наибольшую ценность они представляют как средства для борьбы с респираторными аллергиями, ринитами и синуситами. Эта алхимия возникла благодаря культурному обмену между европейцами и коренными жителями.
Начиная с 17-го века некоторые власти начали кампанию против Рапэ. Из-за того, что папа Урбан VIII лично осудил эту привычку, она была заменена курением (которое выглядело более элегантно) и постепенно вышла из моды. В колониальной Бразилии эта трансформация заняла немного больше времени, и в итоге привычка нюхать Рапэ стала практикой, чаще всего встречающейся в сельской местности. Крупные компании, выпускающие Рапэ, были скуплены известными корпорациями-производителями сигарет.
В течение многих лет нюхательный табак сталкивался со своего рода остракизмом. Я считаю (и это моя личная позиция), что это период забвения был необходим для того, чтобы Дух Рапэ возобновил процесс очищения самого лекарственного растения, а также его реальных и оккультных целительных энергий. Даже в некоторых коренных этнических группах подлинные традиции Рапэ были практически утрачены. Как и другие лекарственные травы, Рапэ способствовал возрождению племенных верований и методов лечения с помощью древних знаний, природных средств. Когда городские жители начали восстанавливать свои корни и искать в религии леса лекарства от болезней, которые их одолевали, принимая права и потребности коренных народов, изучая местную ботанику, возрождая практики и учась любви к Земле, Рапэ вернулся в новом качестве. Этот возврат нашел в религиях сопротивления своего рода поддержку для того, чтобы с помощью Медицины Леса приступить к лечению физической и духовной детоксикации.