Племя кунтанава, название которого можно перевести как “люди кокоса”, было практически истреблено в период вооруженных преследований коренных народов, которые сопровождали создание каучуковых плантаций в конце 19-го и начале 20-го веков. Последние известные потомки этой группы являются членами одной  большой семьи Милтонов. Сейчас происходит их возврат к корням, основанный на национальных чувствах и особой истории группы: недавней борьбе за создание заповедника Альто-Юруа; контактах с соседями и возобновлении ритуалов с напитком предков аяхуаской.

Место жительства и численность

Кунтанава живут на берегах верхнего течения реки Тежу, на территории заповедника Альто Журуа на крайнем западе штата Акри.

В 2008 году численность племени оценивалась в 400 человек.

Кабокла Режина

“Кабокло” (Caboclos) – уничижительное название порабощённых индейцев и людей смешанного происхождения.

Кабокла Режина, героиня легенд кунтанава, была поймана в плен на берегу реки Энвира в начале двадцатого века, но потом интегрировалась в общество. История доньи Режины достаточно характерна для этих регионов в начале 20-го века и многие из “кабокло” – потомки захваченных в плен индейцев.

От ее потомков происходит обширная группа родственников, известная как “Милтоны” по имени мужа доньи Марианы.

Донья Мариана стала хранительницей памяти своей матери. Ее сыновья и дочери выросли, слушая рассказы бабушки, которые она воспроизводит и сегодня.

С конца 1980-х годов со стороны семьи Милтона можно заметить переосмысление, отказ от состояния кабокло и утверждения, что они индейцы.

Ритуальное употребление аяхуаски

Начиная с 1960-х годов каучуковые плантаторы в верховьях реки Тежу слышали об аяхуаске от соседних коренных народов, но только на рубеже 1990-х годов Милтон и его дети познакомились с напитком предков, о котором упоминала покойная донья Режина. Благодаря аяхуаске стремление кунтанава восстановить свою этническую самобытность получило эмоциональную подпитку.

В 1989 году Милтон и несколько его детей приняли участие в поездке на землю народа кампа. Воспользовавшись поездкой, они посетили соседние земли племени каксинава. Во время этих поездок они общались с известными шаманами региона и принимали участие в сеансах аяхуаски. После этого по крайней мере двое из сыновей Милтона начали готовить аяхуаску и проводить ритуалы.

На собраниях производителей каучука, которые проводились с 1989 года, стали присутствовать представители соседних земель, а одна ночь всегда отводилась для тех, кто хотел попробовать аяхуаску под руководством шаманов. 

 Через некоторое время Милтон и его сыновья сформировали семейное ядро, в рамках которого они периодически собирались и употребляли аяхуаску – этот обычай сохранился до сих пор.

Сегодня, используя аяхуаску в качестве проводника и учителя, кунтанава исследуют непостижимые измерения и возвращают своему народу рисунки на теле, песни, магические и этноботанические знания. Именно под воздействием аяхуаски и при поддержке шаманов Ашанинки возрождается их шаманизм. Молодые кунтанава с помощью аяхуаски и под руководством опытных товарищей учатся “слушать” природу в безмолвных ритуалах под открытым небом. Слагаются песни, которые становятся известны всему народу; также под воздействием ритуального напитка исполняются песни других индейцев.

Именно с помощью этого напитка, считающегося священным для коренных народов, Милтон и его сыновья получают доступ к более глубоким измерениям их индейской сущности.

Возрождение

Этническая группа кунтанава переживает процесс возрождения во всех аспектах: язык, живопись, ритуалы и принадлежность. Традиционная живопись восстанавливается благодаря опыту с аяхуаской и тщательному изучению рассказов доньи Режины. Также принимаются исконные индейские имена.

Начинается изготовление ремесленных изделий на основе тех, что были сделаны доньей Марианой, и тех, что существуют в землях соседних коренных народов. Существуют планы большой миграции, цель которой – собрать всех потомков Милтона и Марианы на территории, на которую они претендуют, заняв ее деревнями.

В 2008 году кунтанава получили премию за проект “Возрождение и спасение культуры народа кунтанава”. В том же году при поддержке закона о поощрении культуры (правительство штата Акри) вышел компакт-диск с песнями, сочиненными молодыми людьми из племени кунтанава. Группа, возглавляемая Хару, внуком г-на Милтона, накопила видеоматериалы и планирует снять как минимум один фильм о своём народе.

В декабре 2007 года правительство подписало рекомендацию о начале работ по демаркации, а в августе 2008 года опубликовано публичное уведомление, касающееся признания земель народа кунтанава.

Продукция племени Kuntanawa

Рапэ Kuntanawa – Capim Santo

(3)
13002300
Подобрать Этот товар имеет несколько вариаций. Опции можно выбрать на странице товара.

Рапэ Kuntanawa – Sananga

(3)
13002300
Подобрать Этот товар имеет несколько вариаций. Опции можно выбрать на странице товара.

Рапэ Kuntanawa – Samaúma

(4)
13002300
Подобрать Этот товар имеет несколько вариаций. Опции можно выбрать на странице товара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *