Определить, кто такие катукина, исходя только из их названия, нелегко. Ни одна из групп семейства пано, известных под этим названием, не признает его в качестве самоназвания. При общении между собой все катукина говорят на своем языке. Португальский используется только для общения с другими народами.

Местоположение и демография

Катукина проживают на территориях возле реки Грегориу и у реки Кампинас. По официальным данным в 1998 году общая численность была 318 человек: 98 в деревне Грегорио и 220 в деревне Кампинас.

История контактов с белыми

Как и другие коренные группы Амазонии, катукина пострадали, когда началось экономическое освоение территории. Населяемый ими регион, богатый эвкалиптовыми и каучуковыми деревьями был захвачен перуанцами и бразильцами. Спасаясь от преследований, катукина рассеялись по лесу, живя за счет дичи, диких растений и набегов на плантации. Не имея альтернативы, катукина в итоге стали работать на добыче каучука, но по-прежнему оставались рассеянными по региону.

Только в середине 1980-х годов катукина получили гарантии прав на владение территорией, на которой они жили.

Контакты с другими индейцами

На протяжении всей своей истории катукина поддерживали контакты с различными индейскими племенами.

Контакты между племенами катукина и кулина имели место примерно до 1960-х годов. В настоящее время в результате последовательных перемещений эти две группы живут далеко друг от друга. Однако катукина до сих пор помнят песни народа кулина. Эти песни вошли в музыкальный репертуар катукина, несмотря на то, что исполнители не понимают текст.

Ближайшими и старейшими соседями катукина являются яванава, и они также были их самыми ярыми противниками. В 1980-х годах они объединились, чтобы потребовать совместного разграничения своих земель.

Тесные контакты между катукина и марубо начались только в 1992 году. Катукина прогуливались по территории порта, когда услышали разговор людей на языке, похожем на их собственный. Они пообщались и вскоре обнаружили, что кроме языка у них есть и другие общие черты, например, родовые имена сатанава, варинава, каманава, ванинава и нуманава.

Социальная жизнь

По традиции катукина мужчина должен жениться только на женщине «пано» – в эту категорию входят дочери брата его матери и сестры отца. В случаях развода или вдовства мужчина обычно женится на сестре своей бывшей жены. Многоженство допускается, и жены одного и того же мужчины обычно являются сестрами. Катукина используют два типа имен: на своем родном языке и на португальском. Португальское имя для новорожденного ребенка может предложить кто угодно. Если имя новое для деревни, то оно будет воспринято с наибольшим одобрением.

Если при выборе имени на португальском основным критерием является его новизна, то индейские имена происходят из общего списка, который катукина стремятся сохранить.

Детям обоих полов имена дают родители, иногда после консультации с пожилыми людьми. Никаких церемоний или ритуалов не проводится. Единственный запрет связан с передачей ребенку собственного имени или имени умершего ребенка.

В прошлом женщины варили кислую кайсуму с высокой степенью ферментации, но мужчины напивались и дрались. Чтобы прекратить драки, женщины перестали делать кислую кайсуму, и в настоящее время они производят только слабоферментированную сладкую кайсуму.

Кислая кайсума использовалась в различных ритуалах. Решение женщин приостановить её производство совпадает с исчезновением этих ритуалов.

Одной из интересных традиций является нанесение на тело яда жабы, называемого кампо: мужчины наносят его на руки и грудь, женщины – на ноги. Считается, что этот яд избавляет от лени и невезения на охоте, а также излечивает от болезней.

Игры сахарного тростника

Игра начинается с того, что мужчина берет отрезок сахарного тростника и подходит к женщине, волоча его по земле рядом с ее ногами. Подойти он может только к тем женщинам, которые относятся к его «пано» (потенциальным женам). Женщина пытается отобрать тростник, на помощь ей приходят другие женщины, а затем присоединяются мужчины.

Во время игр люди часто получают травмы, особенно мужчины. Женщины могут бить их со всей силы (и делают это). В конце игры мужчины уходят с поля боя в изодранной одежде, покрытыми синяками от ударов. При этом им разрешается отвечать только словесно.

Центральное место в играх занимает агрессия – словесная и физическая, но она является симуляцией соблазнения, поскольку удары и оскорбления сопровождаются эротическими телесными контактами. Мужчины никогда не выходят из игры победителями. Игры заканчиваются только после того, как женщинам удастся захватить все, что было у мужчин.

Помимо выраженного в играх экономического символизма, можно отметить сильную сексуальную составляющую в виде откровенного флирта и скрытных побегов пар в лес во время или после игр. Сдержанность в отношениях уступает место почти полной разнузданности, и создается впечатление, что община находится в коллективном экстазе.

Почему мужчины никогда не побеждают в игре, можно понять, проанализировав экономику катукина. Распределение всех продуктов питания, включая мясо, контролируется женщинами. Мужчины не могут передавать мясо или любую другую пищу другим мужчинам.

Продукция племени Katukina

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *